Yandex
Ведьмы в Средние века

Bonae res и дикие скачки

ведьмы

Ги рекомендует инквизиторам также обратить внимание на женщин, «кои именуются bonae res («благими», «добрыми») и скачут по ночам», однако мы не можем уверенно судить о том, в какой мере он верил в существование этих милых дам. Опубликованный примерно в то же время, что и сочинение Ги (1320), трактат английского монаха-францисканца Fasciculus morum (Описание нравов) содержит главу De fide (О вере), в которой говорится о различных видах магии и в том числе о диких скачках. Рассуждения англичанина представляют собой переложение «Епископского канона», навеянное романтической традицией и фольклором:

«Но, спрашиваю я, что сказать о тех несчастных суеверных особах, кои утверждают, будто они ночами лицезреют прекрасных дам и иных дев, путешествующих с госпожой Дианой и пляшущих с этой языческой богиней, которых (дев?) на нашем вульгарном наречии именуют эльфами, кои верят, что эти эльфы превращают мужчин и женщин в иные образы и препровожают их в Эльфландию, где, как они утверждают, обитают могущественные воины Уанунон и Уэйд, тогда как известно, что сии существа есть фантомы, выставленные напоказ злым духом? Ибо дьявол, обвораживая человеческий разум этими чудовищными суевериями, является ему то в форме ангела, то в мужском или женском обличье, предстает то пешим, то в образе рыцарей-всадников, ведущих поединок, а то появляется в виде плясуний или иных проказниц. Вследствие этих его проделок несчастный ввергается в заблуждение и, от недостатка истинной веры уверовав в иллюзию, начинает распространять оную».

Ночные скачки и пирушки — иллюзия, но иллюзия, вызванная дьяволом в умах тех, кто мнит себя участником этих забав.

Итак, в традиции диких скачек произошло явное смещение акцентов. Несмотря на то, что XIV в. унаследовал бесхитростный скептицизм «Епископского канона», иллюзией теперь объявляется не вера в рассказы женщин, а вера самих женщин, что граничит с признанием реальности ведовства. Проповедник Иоанн Бромьярд, тоже связывавший легенды о ночных скачках с представлениями о сказочной стране, рассказывает историю, которая подтверждает нашу мысль. Некий священник узнал, что одна из его прихожанок хвасталась другим, будто она переносится по ночам на большие расстояния, чтобы принять участие в ночном кутеже дам. Священник потребовал, чтобы она продемонстрировала ему свои способности, и когда женщина не сумела сделать этого, подверг ее наказанию плетьми. Если священник и вместе с ним Бромьярд не верят рассказу женщины, то сама рассказчица не имеет ни малейших сомнений в возможности подобных приключений.

Другая история XIV в. дает еще более неоднозначный ответ на вопрос о реальности bonae res. Ватага мужчин, переодетых в женское платье, ночью ворвалась в дом богатого крестьянина. Пританцовывая и распевая «берем одно — отдаем сто», лиходеи принялись грабить дом, но, уходя, обещали хозяевам вернуть награбленное с избытком. Хозяева, должно быть, верили в сказочные способности bonae res, однако эти конкретные «добрые» явно были мошенниками. Следующий шаг к признанию реальности ведовства сделал итальянец Джакопо Пассаванти (ум. в 1357 г.), утверждавший, что ночные всадницы не только верят в реальность своих приключений, но и считают своих компаньонок ведьмами. Они хвастаются, пишет Пассаванти, «что носятся ночами в воздухе вместе с ведьмами».

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать