Yandex
Ведьмы в Средние века

Демонология, катарская ересь и ведовство с 1140 по 1230 гг.

средневековый город

Феномен ведовства в христианской культуре есть не что иное, как вызов церкви и обществу со стороны злых сил. В XII—XIII вв. в общественном сознании все более укреплялась вера в могущество злых сил, и вместе с этой верой одинаково стремительно росли вера в ведьм и ненависть к ведьмам. Сатана реально существовал в воображении людей еще в дохристианские времена, но теперь благодаря влиянию дуалистических идей катаров он воспринимался не просто как мятежное, испорченное существо, а снискал качество вечного, вселенского принципа, почти сравнявшись в могуществе и славе с Богом и уже начиная приближаться к тому величию, которое он приобретет в «Потерянном рае». Парадоксально, но вместе с ростом небесного могущества Сатаны все более расширялось его земное присутствие: везде и во всем обнаруживалась его злая воля. Старые знакомые человека — феи, эльфы, домовые — превратились в демонов, и казалось, что законы магии, посредством которых человек управлял этими сказочными существами, могли быть теперь с известной долей осторожности распространены на Сатану.

Пожалуй, самым зримым доказательством земного присутствия Сатаны явились происходящие в обществе перемены. Исподволь, но неумолимо мир катился к хаосу, проявлениями которого были стремительный рост населения, миграция людей в города, изменения в экономическом укладе, политическая нестабильность, реформистские и контрреформистские движения внутри церкви. Общество жаждало стабильности, но некие силы, природа которых была непонятна людям, мешали наведению порядка. Очевидно, что неопределенность и чувство собственного бессилия являются благодатной почвой для спиритуалистических объяснений. Крестьяне, переселившиеся из деревень в города, впервые в жизни оказались среди незнакомых людей; напуганные безличием окружающей действительности, они наделяли человеческими чертами духовных существ. В этой атмосфере европейское общество переживало широкую трансформацию вкусов, наиболее очевидную в изобразительном искусстве, где романский стиль сменился готикой, но оказавшую одинаково сильное влияние и на богословскую мысль, и на литературу, и на любой иной аспект жизни средневекового человека.

Эта трансформация вкусов вызвала радикальные изменения в человеческом восприятии сверхъестественных сущностей. Святые, Богородица и даже сам Господь Бог постепенно приобретали человеческие черты. Надменный, бесстрастный, величественный Христос, глядящий на нас с романских распятий, уступил место страдающему и сострадающему Иисусу готического искусства. Внушающий благоговейный страх образ Христа и отдаленность Творца сменились теплым понятным образом любящего брата.

Новоприобретенная мягкость Христа дополнялась нежностью и теплотой культа Богородицы. Такому же очеловечиванию подвергся образ Сатаны. Эти три фигуры — Христос, Дева Мария и Сатана, утратив свое прежнее абстрактное качество первопричины и обретя человеческие черты, оказались рядом с человеком; он чувствовал их присутствие в каждом мгновении своей жизни, и в спешке дня, и в тишине ночи. Теперь Сатана, этот извечный принцип Зла, по-прежнему оставаясь незримым, неотступно преследовал человека; таясь в темных углах комнат и закоулках человеческого сознания, он ждал удобного случая, чтобы совершить свой смертоносный прыжок. Неудивительно, что в этой атмосфере постоянного предощущения угрозы и страха перед безграничной властью Зла сотни тысяч людей предстали перед судом по подозрению в поклонении Сатане, и очевидно, в отношении по крайней мере некоторых из них, эти подозрения были справедливы.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать