Yandex
Sprachgeschichte

Лекция 1. Древние германцы. Основные этапы развития немецкого языка

deutsch

Древнейшие исторические сведения о германцах встречаются в сочинениях древнегреческих и римских писателей и относятся к той эпохе, когда культурные народы античного Средиземноморья, греки и римляне впервые сталкиваются на своих восточных и северных границах с различными германскими варварскими племенами, населявшими территорию Средней Европы. Археологические источники дают основание предполагать, что в 6-5 веках до н.э германские племена занимали северную часть низменности между Эльбой и Одером, полуостров Ютландию и Южную Швецию. В западной, средней и  южной Германии судя по данным географических названий жили кельтские племена. Так же кельты занимали территорию Галлии (нынешняя Франция) большую часть Британии, значительные пространства северной Италии и Испании, доходя в своих передвижениях до Балканского полуострова и Малой Азии.
Распространение германцев в западном направлении до Рейна происходит в 4-1 вв до н.э, по видимому оно шло быстрее на менее заселенном севере и медленнее на юге, где в начале нашей эры засвидетельствованы кельтские племена. Одновременно германцы проникают и в область к востоку от Одера, где обитают по соседству с славяно-балтийскими племенами. Появившись в 1 в до н.э на верхнем Дунае германцы вступают в непосредственное соприкосновение с римлянами, которые в то время завладели южной (так называемой Нарбонской) Галлией, вскоре после этого приальпийскими землями (Ретия и Норик). Первым значительным столкновением германцев и римлян является нашествие кимвров и тевтонов, прорвавшихся в Южную Галлию и Северную Италию, одержавших ряд побед над римскими войсками между 113 и 105 гг до н.э. Это движение, угрожавшие безопасности Рима имело характер настоящего переселения полукочевых племен в поисках новой оседлости. В 102 г до н.э в сражении при Аквах Секстийских полководцем Марием и в 101 г до н.э при Верцеллах варвары были частично истреблены, частично захвачены в плен и обращены в рабство.
В дальнейшем римляне переходят в наступление, в целях укрепления римского владычества Юлий Цезарь вынужден был вступить в борьбу с германцами, которые пришли на левый берег Рейна. В 56-55 гг до н.э Цезарь победил Ариовиста, вождя германского племени свевов, который при помощи племени секванов уже успел подчинить обширную территорию в пределах нынешнего Эльзаса. В 55 г Цезарь построил мост через Рейн около нынешнего Кобленца и первый совершил поход в правобережную Галлию. В 55-54 гг он переправился в Британию, которая окончательно была завоевана римлянами при императоре Клавдии (43 г н.э) и оставалась римской провинцией до начала 5 века. Следующей ветвью развития древних германцев становится процесс социальной дифференциации, происходит формирование социальных классов, рядом с массой свободных существуют рабы (военнопленные), которых используют при обработке земли, так же выделяется и родовая знать, в 3 веке происходит изменения в политическом строе древних германцев, исчезают целые родоплеменные объединения времен Цезаря и Тацита (сугамбры, тубанты, марсы, бруктеры), поглощаясь племенными союзами франков, алеманов, саксов.
Началом так называемого “великого переселения народов” послужили передвижения восточных германцев, которые находясь в большом отдалении от центров римской культуры сохранили большую подвижность характерную для примитивной ступени общественного развития, особую роль в которых сыграли готы, в эпоху Тацита готы живут на побережье Балтийского моря в низовьях Вислы. Во 2 веке нашей эры готы передвигаются с берегов Балтийского моря на юг а в начале 3 века они появляются в черноморских степях восточной границы римской империи и распространяются от Дуная до Днепра. Здесь готы распались на несколько племен, их которых главные составляли две группы: западную- висиготы и восточную- остроготы. В 207 годы император Аврелиан вынужден был уступить вестготам пограничную задунайскую провинцию Дакию (нынешние Румыния и Трансильвания), что бы обезопасить границы империи от нашествия варваров. По свидетельству античных писателей и историка готов Иордана в черноморских степях существовал крупный межплеменной союз во главе с королем готов Эрманирихом, уничтоженный  при нашествии гуннов в 375 г.
Остготы более столетия оставались в зависимости от гуннов и вместе с ними частично перекочевали в Паннонию (нынешнюю Венгрию) и принимали участие в их походах против Римской  империи до распада империи гуннов в 435 г после смерти их вождя Аттилы. Теснимые гуннами вестготы в 376 г переходят через Дунай и поселяются в качестве союзного войска на территории Восточно римской империи в придунайской провинции Мезии (в нынешней Болгарии). К этому периоду относится перевод Библии на готский языка сделанный арианским еписком Вульфилой- древнейший литературный памятник германской речи.
Под напором восточно-германских племен приходят в движение и западные. С 213 г начинаются алеманнские войны и продолжаются с перерывами в течении 3-4 веков, к концу 3в алеманны окончательно захватили «десятинные земли», а концу 4 века они уже владели всем течением Рейна и Дуная. Около 240 г на нижнем Рейне выступают франки, совершая периодические набеги на Северную Галлию и римляне вынуждены уступить им приграничную территорию. К началу 5 века франки завладели нижним и среднем Рейном, распадаясь на два союза: салиев и рипуариев, из которых первые расположены на нижнем Рейне и к юго-западу от него, вторые- в области Кельна и до реки Мозель. Результатом франкской и алеманнской колонизации стали побежденные германизированные кельты. Таким образом в формировании будущей германской стали иноязычные племена первоначально расположенные на территории Западной Германии.
Большинство западно-германских племен к началу великого переселения народов занимает территорию нынешней Западной Германии между Рейном и Эльбой, на нижнем и среднем Рейне- франки, к югу- алеманны, восточную часть на севере занимают саксы, в середине-туринги, на юге- баварцы.
В середине 5 века группа саксонских племен, обитавших первоначально на юго-восточном побережье Северного моря в пределах нынешних Шлезвига и Гольштинии англы, саксы и юты переселяется с континента через море на территорию Британии в начале 5 века оставленную римлянами. Историческая судьба остальных западно-германских народов тесно связана с франкского государства, основателем которого явился Хлодвиг из рода Меровингов, объединивший салических и рипуарских франков.
В 486 г Хлодвиг захватил северную Галлию, уничтожив в ней власть последнего римского наместника Сиагрия, в 496 он победил алеманнов на Верхнем Рейне, в 507-509 гг присоединил к франкской державии вестготскую Аквитанию, его ближайшие приемники распространили свою власть на германское племя турингов (531 г) и на бургундское королевство в районе Роны (534 г), верховную власть франков должны были признать сохранившиеся баварцы. Таким образом под властью Меровингов объединились западно-германских племен, расположенных на старой германской территории к востоку от Рейна, так и основавшие новые государства в пределах романизированной Галлии. В 496 г для поиска поддержки от римской церкви Хлодвиг принял христианство.
Во второй половине 6 в франкская держава Меровингов постепенно распадается, новое объединение начинается в 8 веке, его проводят домоправители (майордомы) последних франкских королей, основатели новой династии Каролингов, опираясь на свои обширные земельные владения в германской, северо-восточной части государства. Завершителем этого объединения является Карл Великий (768-814), под своей властью он снова соединяет державу Меровингов, в 774 он присоединяет к ней королевство лангобардов в Италии, в 788 он подчиняет себе Баварию, с 772 по 804 ведет кровопролитные войны с саксами, насильственная христианизация и феодализация которых открывает путь для интенсивных культурных (в том числе и языковых) влияний франкского запада и юга на более отсталую северную Германию. Таким образом империя Карла объединяет будущие Францию, Германию и Италию. В 800 г он венчается римским императором, что бы опереться на идеологические традиции Римской империи и ее преемницы католической церкви, однако империя разваливается ближайшими приемниками Карла, окончательно устанавливается политическая раздробленность эпохи феодализма.

Классификация исторических периодов немецкого языка

Древневерхненемецкий язык. Историю верхненемецкого языка разделяют на три периода: древневерхненемецкий, средневерхненемецкий и нововерхненемецкий. Древневерхненемецкий период промежуток от начала письменных памятников на немецком языке (8 век) и до конца 11 века, в языковом отношении этот период характерен разнообразием неударных окончаний, что характерно для флективного строя древних индоевропейских языков. На протяжении этого периода происходит постепенная редукция неударных гласных и последующая  унификация типов склонения и спряжения, падежных и личных окончаний.
К началу средневерхненемецкого периода безударные гласные редуцированы в качественно безразличное -е. В средневерхненемецком
(12-13 вв) флективные признаки имеют фонетически обобщенный и многозначный характер, развиваются сложные (аналитические) грамматические формы слова и получает широкое распространение умлаут как новое средство словоизменения (внутренняя флексия).
Нововерхненемецкий период отличается от средневерненемецкого целым рядом существенных фонетических изменений (дифтонгизация узких гласных, стяжение узких дифтонгов, удлинение и сокращение гласных в зависимости от структуры ударного слога). Эти изменения получают распространение и в ранний нововерненемецкий период (14-16 вв) и определяют собой в дальнейшем звуковую систему общенемецкого национального языка нового периода. В тоже время происходят значительные изменения в области морфологии и синтаксиса, связанные с развитием и закреплением более сложной и дифференцированной системы грамматических отношений.
Древневерхненемецкий совпадает исторически с периодом раннего феодализма, когда происходит формирование немецкой народности из племенных диалектов западных германцев, вошедших в состав восточнофранкского (в дальнейшем-немецкого) государства. Немногочисленные письменные памятники этого периода носят в основном клерикальный, в значительной степени переводной характер. Средневерхненемецкий представляет язык вполне сложившейся немецкой народности в период расцвета феодализма и рыцарской культуры, он представлен многочисленными памятниками преимущественно рыцарской поэзии. Ранний нововерхненемецкий период связан с началом разложения феодализма, ростом городов, разложением бюргерской культуры и литературы в этот период заложены первые основы письменной нормы формирующегося новонемецкого национального литературного языка (реформация и деятельность Лютера). Дальнейшее распространение и окончательное закрепление этой нормы относится к нововерхненемецкому периоду.
Изучение древнейших этапов развития германских языков затруднено отсутствием письменных памятников, развитие письменности в древнегерманских языках относится к сравнительно позднему времени, будучи результатом христианизации, оно связанно с усвоением элементов греко-римской образованности, господствующим классом возникающего феодального общества. Применение алфавитов- греческого (у готов) и латинского (у западных и северных германцев) для связной записи на германских языках первоначально служило целям церкви и было делом клириков, единственно образованных людей средневековья.
Для самой ранней эпохи необходимой нуждой становится обращение к свидетельству германских собственных имен, германские собственные имена как и другие слова встречаются в памятниках латинской письменности раннего средневековья, он так же привлекаются как косвенные свидетельства фонетического развития древнегерманских наречий в период, предшествующий возникновению письменности на германских языках. С лексической точки зрения наиболее ценный материал содержат так называемые «варварские правды» (5-9 вв), представляя записи обычного права германских народов, сделанных на латинском языке, они сохранили германскую терминологию общественно-правовых отношений, существовавших у франков, алеманнов, баварцев, лангобардов, вестготов период разложения военной демократии и зарождения феодализма.
Весьма ценным свидетельством древнейшего характера являются германские заимствования в языках других народов, в разное время вступавших в соприкосновение с германцами. Более богатый материал дают рунические надписи, сохранившиеся во всех местах распространения древних германцев до принятия ими латинского или греческого алфавита. Происхождение рунического алфавита до подлинно не известно, предположительно послужил один из северноиталийских алфавитов, близкий к латинскому, древнейшая форма рунического алфавита это 24 знака. В основном руны употреблялись для кратких надписей, встречаются в оружии и предметах домашнего обихода, так же на каменных плитах. Германцы как и другие народы на ранних ступенях своего развития приписывали письму магическое значение, применяя его в сакральных целях для заговоров, заклинаний, прорицаний.
С введением христианства руническое письмо было вытеснено латинским алфавитом (у готов-греческим). На территории Германии рунические памятники очень не многочисленные и ограничены предметами домашнего обихода 6-7 веков. Гораздо большее распространения руны получили в Англии, особенно у скандинавских народов, где они известны начиная с 3 века, здесь они сохранились долго, в виду поздней христианизации Скандинавии. Латинский шрифт появляется здесь только в 11 веке, первоначально в латинских текстах; рукописи, пользующиеся руническим письмом встречаются еще в 14 веке, а в частных записях руны употребляются в виде исключения до 16-17 особенно в Швеции.
В период раннего средневековья образование и письменность носили исключительно клерикальный характер. Средневековая христианская церковь, сросшаяся с феодальным государством, становится его главной идеологической опорой и одним из важнейших средств порабощения еще не давно свободных народных масс. В условиях господства клерикальной идеологии латинский язык как язык богослужений и церковных книг в Западной Европе становится орудием клерикального просвещения, языком науки и школы, возникающей под сенью церкви, языком государственных актов и канцелярской переписки, находящейся на попечении клириков как единственно грамотных и образованных представителей феодального общества. Таким образом латинский язык выполня в средневековой Европе все важнейшие общественно-политические и культурные функции будущих национальных литературных языков, но вместе с тем это язык не национальный, а носит международный характер и при том в основном только письменный, то есть язык специального назначения, по своему характеру недоступный широким массам. Рассадником клерикального просвещения на латинском языке становятся монастыри и монастырские школы, здесь будущий клирик получает основы церковного образования, навыки чтения некоторых «языческих» латинских классиков, приспособленных к средневековому мировоззрению.
Поэтические памятники древневерхненемецкого языка служат в большинстве случаев задачам пропаганды новой веры, наиболее занчительные из них относятся к 9 веку, это такие как «Муспилли», поэма о страшном суде, написанная древнегерманским аллитерационным письмом, обширное стихотворное евангелие монаха Отфрида, который в ввел в немецкую поэзию рифму, следуя образцу латинских церковных гимнов; «Песнь о Людвиге», прославляющая в церковном духе победу западнофранкского короля Людовика III над норманами в 881 году.
За пределами этой школьной письменности оставалось народное творчество, в частности древнегерманский эпос эпохи «великого переселения народов», он то продолжает жить в устах народа оставаясь под запретом церкви, которая ведет ожесточенную борьбу с язычеством. К эпосу относится отрывок старинной эпической песни о Хильдебранде (из цикла Дитриха Бернского), написанный аллитерационным стихом и два языческих заговора, так называемые «Мерзенбургские заклинания» (10 век).
В языковом отношении древневерхненемецкие памятники обнаруживают большую пестроту, которая усугубляется отсутствием прочной орфографической традиции. Приспособление латинского языка к немецкому языку происходит самостоятельно в различных монастырских центрах- обычно какой-либо семантической регламентации и при том на основе различных по своей фонетике диалектов. Таким образом, почти каждый памятник имеет свою орфографию и свои фонетические особенности. Для древненемецкого различают следующие группы диалектов:
1) средненемецкая (франкская группа) с диалектами среднефранкский (Кельн, Трир), рейнскофранкский (Майнц, Франкфурт, Вормс, Шпейер) восточнофранкский (Вюрцбург, Бамберг);
2) южнонемецкая группа с диалектами алеманнским (юго-запад- монастыри Сан-Галлен, Рейхенау) и баварским (юго-восток- монастырь Фрейзинг).
Распределение письменных памятников по диалектам происходит по 2 перебою согласных. Так из более крупных текстов «Исидор» принадлежит к рейнскофранкскому диалекту, «Татиан» и более поздний Виллирам-восточнофранкскому, «Муспилли»- баварскому, «Отфрид- южной части рейнскофранкского, граничащей с алеманнским (монастырь Вейссенбург на границе Эльзаса. Ноткер-южной части алеманнского ( Сан-Галлен в Швейцарии). По характеру консонантизма наиболее близким к современному немецкому является восточнофранкский «Татиан».
Несмотря на диалектную раздробленность древневерхненемецкого языка, взаимодействие диалектов в общих рамках складывающегося языка немецкой народности наблюдается уже в эту эпоху и находит отражение в письменной форме языка. В 9-10 вв в ряде случаев замечается влияние рейнскофранкского на южно немецкие диалекты, поддержанное политическим и культурным авторитетом франков в каролингском государстве. Немецкий текст «Стразбургских клятв» (842 г) сохранился на рейнскофранкском наречии, которое по видимому было родным для Каролингов, на этом же наречии был сделан в конце 8 века вышедший из окружения Карла Великого перевод «Исидора». В результате взаимодействия южнонемецких и франкских диалектов второе передвижение согласных, зародившееся в 6-7 вв в южнонемецких (герминонских) лиалектах (баварском, алеманнском, лангобардском) распространяется на всю территорию верхненемецкого, но закрепляется в немецком национальном литературном языке в промежуточной форме.
Самостоятельное положение в этот период сохраняет древнесаксонский язык, представленный на территории северной Германии небольшим числом письменных памятников главным образом в 9 веке, среди которых является поэма «Спаситель», стихотворное переложение жизни Христа в формах древнегерманского аллитерационного эпоса. Это произведение было написано по заказу сына Карла Великого Людвига Благочестивого и связанно с христианизацией саксов, начало которой было положено Карлом. В результате насильственного включения саксов в империю Каролингов начинается постепенно усиливающееся воздействие верхненемецкого языка (франкские диалектов) на нижненемецкий.
Развитие письменного древневерхненемецкого языка совершается под влиянием церковной латыни. Изучение латыни в монастырских школах сопровождалось усвоением более отвлеченных и сложных форм богословско-философской мысли. На древненемецких переводах латинской клирикальной прозы наблюдается процесс развития примитивного языка, приспособляющегося к выражению более сложных понятий и отношений между событиями. В связи с этим обогащается словарный состав, изменяется синтаксическая структура, развиваются предлоги с более отвлеченным значением, появляются новые формы сложного предложения.
Характерно, что в древневерхненемецкий период не существует общего названия для племенных диалектов, из которых потом и разовьется немецкий язык. Слово «deutsch” происходит от слова «diutics” народный. Закрепление слова как самоназвания немецкого народа и его языка свидетельствует о завершившемся процессе формирования и консолидации немецкой народности в в политических границах бывшего восточнофранкского государства.

Средневерхненемецкий (mittelhochdeutsch) представляет немецкий язык периода расцвета феодализма (12-18 вв). К этому времени феодальная Германия уже сложилась как пирамида иерархически подчиненных друг другу поместий-государств в значительной степени независимых от центральной императорской власти. Господствующий класс, военно-земледельческая знать, получает четкое сословное оформление, обособляясь в своих наследственных привилегиях и в своей кастовой идеологии.
Военные предприятия этого периода- итальянские экспедиции германских императоров, борьба между папством и империей, крестовые походы- способствуют возникновению и развитию рыцарства, сперва как конных отрядов, окружающих крупных феодалов и награждаемых землей, впоследствии как сословной организации, охватывающей все феодальную аристократию со своим уставом, обычаями и правилами «куртуазного» поведения, своими идеалами сословной чести и доблести.

Феодальные города, развивающиеся в эту эпоху как центры ремесленного производства и торговли еще не играют сколько-нибудь самостоятельной роли в культурной жизни немецкого народа. Новая рыцарская культура проникает в Германию из Франции, передовой страны западноевропейского феодализма, передаточную роль играют двуязычная Фландрия и прирейнские земли, опередившие в своем развитии остальную империю.
Выражением новой идеологии является рыцарская литература. В 12 веке в Германии возникает светская литература на родном языке, зафиксированная в письменной форме, она служит интересам феодальной аристократии и претендует на равноправие с латинской клерикальной письменностью. Рыцарская поэзия того времени еще в значительной степени предназначена для песенного исполнения или рецитации вслух странствующими певцами-профессионалами (шпильманами), к которым в некоторых случаях (любовная лирика) присоединяются дилетанты из самой рыцарской среды. Образцы нового куртуазного стидя приходят в Германию из Франции и Прованса. Преобладают стихотворные жанры, характеризующиеся высокими идеалами и романитизацией. К важнейшим жанрам рыцарской поэзии относятся: героический эпос, куртуазный эпос (стихотворный рыцарский роман) рыцарская лирика (миннезанг).
Героический эпос представлен произведениями по содержанию восходящими к устной традиции древнегерманской эпической поэзии, но подвергшиеся в той или иной степени литературной обработке в духе рыцарской идеологии: «Нибелунги» (ок 1200 г ), «Гудруна» (около 1210 г) поэмы о Дитрихе Бернском (12 век). Сюжеты куртуазного эпоса заимствованы из Франции и большинство произведений это переводы или переделки французских рыцарских романов. Сюда относятся романы так называемого «бретонского цикла» (роман о короле Артуре и рыцарях «круглого стола»), к числу которых принадлежат поэмы Гартмана фон Ауэ, переводчика и поэта Кретьена де Труа, романы о Тристане и Изольде знаменитый «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.

Корни любовной лирики миннезингеров восходят (с 1170 гг) к немецкой народной песне, но свое дальнейшее сословное оформление она получила под влиянием лирики французских трубадуров Прованса, заимствуя от туда культуру куртуазной любви и служения даме, среди представителей миннезанга особо выделяется Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1160-1230). Его любовная лирика преодолевает узко сословный характер, одновременно он выступает и с политическими стихами (Sprüche), вызванной борьбой империи против парства.
Таким образом средневерхненемецкий период (в особенности конец 12- начало 13 века) ознаменован в Германии расцветом литературного творчества феодальных кругов, что связано с общим экономическим и политическим подъемом Германской империи эпохи Гогенштауфенов.
Сословный характер литературного языка этого периода отчетливо выражается в его лексике, идеи рыцарского служения даме, рыцарской чести и куртуазного «вежества», терминология рыцарского ремесла и военного дела, вооружения и убранство имея замкнутый сословный характер все это определяет специфические лексические особенности, поскольку рыцарство пришло в Германию из французского большинство терминов имеют французское происхождение, многие из них были ограничены только сословным характером и никогда не не употреблялись в общенародном языке.
Наибольшую самостоятельность в этот период сохраняет ниженемецкий, правда целый ряб поэтов уроженцев нижнесаксонских земель пишут не на своем родном языке, подчиняясь культурному авторитету западной и южной Германии а на средневерхненемецком (например Эйльхарт фон Оберг автор первой немецкой обработки романе о Тристане, Альберт фон Гальберштадт). С ростом севернонемецких городв в период расцвета ганзейской культуры возникает бюргерская литература на средненижненемецком языке Её главными памятниками в 14-16 вв являются юридические акты городских и княжеских канцелярий, уставы гильдий и цехов и художественная литература морально-дидактического и сатирического характера. Наиболее ранним памятником средненижненемецкого языка является «Саксонское зерцало», первый свод немецкого права, составленный Эйке фон Репкове. В литературном отношении наибольший интерес представляет «Рейнеке Лис» народная сатира на феодальное общество (1498 г). Памятники средненижненемецкого языка обнаруживают значительные диалектные различия. От древнесаксонского средненижненемецкий отличается (как и средневерхненемецкий) редукцией безударных окончаний, растущей унификацией типов и форм склонения и спряжения и развитием аналитических конструкций.

Ранний нововерхненемецкий (14-16 вв) является периодом формирования новонемецкого литературного языка. В конце этого периода в эпоху реформациии (16 в) заложены основы его литературной нормы, получившей в процессе формирование немецкой нации, значение нормы национальной. Предпосылкой образования национальных языков является разложение феодальных отношений, развитие городской промышленности и торговли, рост городов с их смешанным составом, освобожденного от прикрепления к земле.
Если в Англии и в Франции к 14-16 процессы формирования объединения на уровне экономики и политики уже завершены, то в Германии к середины 18 века после периода феодальных междоусобиц происходит крайнее ослабление центральной государственной власти феодального типа и на ее месте вырастают крупные княжеские территории, своего рода абсолютные монархии в малом масштабе.
Как известно социальные бури эпохи реформации (1 половина 16 в) не закончились национальным объединением Германии, хотя эта идея выдвигалась в разной форме Крестьянская война 1524-1525, Рыцарское восстание 1522-1523, немецкое бюргерство испугавшись лидера крестьян Лютера переходит на сторону князей. 30-ти летняя война завершает политический распад империи, постановление Вестфальского мира (1648) узаконили политическую раздробленность Германии на 300 и более фактически самостоятельных суверенных княжеских территории. В 18 веке начинается медленный подъем производительных сил Германии, подорванных на целое столетие военной катастрофы Французская революция и наполеоновские войны лишь частично способствовали ликвидации феодальной раздробленности главным образом на западе Германии.
Однако в результате поражения революции 1848 г этот вопрос был разрешен не демократическим путем народной революцией 1871 г ликвидацией феодальных отношений а сверху династическими войнами Прусси, созданием Германской империи Бисмарка. Вследствие длительного сохранения феодальной раздробленности процесс образования национального языка происходит гораздо медленнее, в рамках 16-19 вв. Если основы письменной нормы национального литературного языка были заложены в эпоху реформации, то унификация его разговорной формы завершилась только к концу 19 веку.
Опорой для процесса языковой унификации явилось закрепление формирующейся национальной нормы в письменном литературном языке. Эта регулирующая роль письменной нормы языка выступает особенно отчетливо в условиях исторического развития Германии. Городская литература 14-15 веков существенным образом отличается от средневерхненемецкой рыцарской поэзии, обслуживая главным образом идеологические и житейские потребности бюргерства, она имеет трезвый нравоучительный характер. В ней присутствует реалистическая стихотворная повесть (шванк), сатира и дидактика, широко развивается литература прозаического назначения, деловая (юридическая) проза, городские и провинциальные хроники, богословско-философские трактаты мистического направления, что свидетельствует о начале оппозиции догматизма церкви.
Как и в других европейских странах происходит расширение сферы народного языка за счет латыни официального языка клерикальной письмености. Национализация и секуляризация письмености постепенно вытесняет латынь с командных высот культурной жизни страны, родной язык постепенно утверждается в государственных и частных правовых актах, деловой канцелярской переписке, судопроизводстве, в школьном преподавании, науке. В городах появляются писцы и нотариусы из местных юристов постепенно вытесняющие клириков, в 14 в организуются первые городские школы, в которых обучают немецкой грамоте. Канцелярии крупных князей в особенности духовных отстают от этого движения, продолжая пользоваться услугами клириков. Только в двадцатых годах 16 ст при Людовике Баварском императорская канцелярия переходит полностью на немецкий язык, это время ожесточенной борьбы против папства, в которой император делает попытку опереться на города, поощряя тенденции немецкого бюргерства.
Первоначально грамоты пишутся на местных диалектах, однако уже в начале 14 в можно констатировать наличие известного влияния исходящего от более крупных и авторитетных городских центров. Первая попытка нормализации немецкого канцелярского языка исходит о императорской канцелярии Карла IV Люксембурга в Праге. Реформу процессуальных форм проводит ближайший сотрудник императора Иоганн фон Неймар епископ Оломоуцкий, его деятельность связанна в это время с влиянием раннего итальянского гуманизма, которому покровительствовал сам Карл.
Язык императорской пражской канцелярии обнаруживает те указанные выше признаки, которые характерны для нового немецкого литературного языка восточносредненемецкого (в частности дифтонгизация узких долгих гласных), во 2 половине 14 начале 15 века эти признаки появятся в деловой переписке ряда других городских и княжеских канцелярий среднего востока Германии. С конца 15 века новая письменная норма закрепляется и в канцелярии саксонского курфюрста, отбрасывая к этому времени узкие местные диалектные признаки, становясь авторитетным проводником восточносредненемецкого литературного языка.

На протяжении 14 и в начале 15 в новая письменная норма утверждается в канцелярской практике в западной Германии- в Швабии (Аугсбург), в городах среднего Рейна (Майнц, Вормс, Шпейер) с незначительными отличиями отражающими местные особенности народно-разговорного языка и сложившейся на его основе письменной традиции.
С другой стороны 15 век приносит образование нового конкурирующего центра языкового объединения в юго-восточной Германии. Национальная революция в Чехии и политическая борьба в империи приводит к потере императорской власти Люксембургов, императорская корона переходит к Гасбургам, объединяющими под своей властью австрийские земли. Тем самым политический центр империи передвигается на юго-восток, императорская канцелярия из Праги переносится в Вену (1478). Язык венской канцелярии совпадает с восточносредненемецким письменным языком, но и обнаруживает и местные признаки. При императоре Максимилиане I (1493-1519) усиление Австрии и попытки более прочного объединения придают «императорской» норме известный авторитет поддержанный самим императором о развитии письменного языка. Так создаются два близких, но конкурирующих типа будущей нормы, их борьба продолжается до 18 века, отражая соперничество католических и протестантских земель.
Изобретении в 15 веке книгопечатания дает новое могучее орудие языковой унификации, если даже такое популярное произведение средневековой немецкой литературы как «Песня о Нибелунгах» сохранилось в 30 с небольшим рукописных копий, то печатная книга могла преодолевать любое расстояние, создавая широкое распространение грамотности, оказывая влияние на закрепление определенной нормы письменной формы языка.
Обособленной языковой жизнью продолжает жить юго-запад империи – Эльзас и Швейцария, здесь к началу к 16 века наметились те тенденции экономического и политического развития, которые приведут к обособлению этих територии. Диалекты Эльзаса и Швейцарии до сих пор сохраняют средневековые дифтонги.

Наиболее существенным этапом в развитии и закреплении письменной нормы новонемецкого литературного языка является период Реформации и деятельность Мартина Лютера (1483-1546). Для Германии эпоха Реформации была эпохой социальных потрясений революционного характера. Старая академическая форма латинского богословского трактата, доступного лишь узкой группе профессиональной интеллигенции средних веков- ученым клирикам заменяется новым жанром- религиозно-политическим памфлетом на немецком языке, в таком жанре выступают сам Лютер, идеолог мелкого феодального дворянства Ульрих фон Гуттен и Томас Мюнцер- вождь революционных крестьян и городского плебса.
Письменная норма национального литературного языка, закрепленная Лютером не сразу получает признание во всей Германии, языковая борьба продолжается во второй половине 16 и в 17 вв и завершается только в конце 18 в. с создание немецкой классической национальной литературы.
Самым важным завоеванием немецкого национального языка в 16-17 вв является обширная область нижненемецких диалектов. Языковые влияние южной Германии на северную, поддержанные авторитетом верхненемецких земель продолжаются с конца 8 в. Упадок ганзейской торговли с начала 16 в ликвидировал хозяйственно-политическую обособленность нижненемецких городов, являвшуюся исторической предпосылкой временного расцвета средненижненемецкого литературного языка. В 16 в и позднее растут торговые, политические и культурные связи объединяющие севернонемецкие территории с средней и южной Германией. Культурные и языковые влияние среднего востока наиболее отчетливо прослеживаются в Бранденбурге и вообще на колониальном северо-востоке. Область междуречья Эльбы и Одера, Шпрее и Гавель особенно впосле упорядочения судоходства в 17 в оказалась открытой для языкового воздействия Верхней Саксонии прежде всего их культурных центров Лейпцига и Галле. Реформация укрепила в протестантской части северной Германии культурный и языковой авторитетным Саксонии, прежде всего Лейпцига и Виттенберга, как лютеранских центров высшего образования, сыгравшив в дальнейшем выдающуюся роль в распространении «мейссенской» формы общенемецкой формы литературного языка. С середины 16 в «язык Лютера» распространяется в протестантских землях в элементарном школьном преподавании, связанном с чтением Библии и усвоением катехизиса.
Существенная роль в унификации немецкого национального языка 16-18 вв принадлежала сознательным усилиям теоретикам языка, грамматистов-нормализаторов. Грамматические трактаты, посвященные немецкому языку появляются в большом числе начиная с 16 в первоначально как инструкции к писцам канцелярии позже для обучения грамоте и письму в элементарном школьном преподавании.
В начале 18 в процесс объединения национального литературного языка еще не может считаться завершенным. Окончательное закрепление письменной нормы происходит во второй половине 18 начале 19 в.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать