Yandex
Ведьмы в Средние века

Инквизиция до Инквизиции

инквизиция

Возникновение Инквизиции кроется в самой социальной сущности христианской религии. Особенность христианства состоит в острейших противоречиях Ереси как своеобразной формы борьбы. Первые христианские общины представляли собой довольно пестрый конгломерат различных школ и направлений. Одновременно с христианством мощным потоком вливаются эллинистические течения, таким образом возникают новые ереси, самыми опасными во 2 веке были ереси гностиков и монстанистов, борьба против этих учений проходила в довольно сложной обстановке. Так епископ Линейский Иеремей считал гностиков и монтанистов вероотступниками. В это время епископальная церковь укрепляет свои позиции. В 313 году император Константин Миланский уравнял церковь с другими культами, после чего вновь начались расприи. В 3-м начале 4 века возникает арианская ересь, 5 век – несторианская ересь.

Много хлопот доставило и манихейство.

Одним из первых богословов обосновавших применение пыток к еретикам был Августин (354-430). Закон против манихеев явился как бы прообразом будущей инквизиции. Воздвижение папского престола хронологически совпало с подавлением последней ереси – адопционистов.

Второе тысячелетие было встречено в Европе в атмосфере страха, закостенелый феодальный порядок расшатывает династии Каролингов, на этом фоне идет феодальная междуусобица, папство стремясь к гегемониии приходит к столкновению к светской властью.

Своеобразная буря ересей возникает в 10 веке в Болгарии – богомильское учение как отражение настроения крестьян. Сторонники этого течения отрицательно относились к богатствам, отвергали таинства, церкви считали вотчинами дьявола. На Балканах богомильство не могли уничтожить вплоть до 16 ст.

В 11 веке поднимается новая волна еретических движений в Италии, Франции. Имея двухсторонний характер новые ереси были с одной стороны направлены против феодального гнета, с другой против церкви в целом.

Источником вдохновения новых еретиков стала Библия и в 1231 папа Григорий IХ запретил мирянам читать Библию, этот запрет был отменен формально только вторым Ватиканским Собором. Главными очагами новых ересей в Западной Европе 11 века становятся Северная Италия, Франция и в известной степени и Германия. В 977 году – Нормандия, в 1024 Бретань была ареной массовых восстаний крестьян, в 1095 восстаниями была охвачена Франция.

В 1069-1071 крестьянские восстания произошли в Англии, а в 1070 в Саксонии. Орлеан и Тулуха были охвачены еретическим движением в 1022 г. В 996-1031 в Орлеане восстания еретиков были подавлены по приказу императора Роберта II, в 1034 этому последовала Италия, казни еретиков в 11 веке стали обычным явлением, в в 12 веке Францию сотрясают массовые еретические движения.

Одним из мероприятий, притупивших оппозицию церкви, стали крестовые походы, но ересь возникла в тоже время там, где её ждали меньше всего — в среде теологов. Теоретиком ереси теологов стал Пьер Абемер парижский теолог современник первого крестового похода. Расправа церкви над своими идеологическими противниками стала в 12 веке обычной практикой.

В последнюю четверть 12 века очагом ересей становится Южная Франция, основной ересью там стало учение катаров. Термин «катары» появляется в первой половине 11 века и вскоре становится синонимом для еретиков вообще, некоторые черты учения катаров напоминают манихейство. Катары считали, что все зло, притеснения, неудобство вызваны дьяволом, а церковь по мнению катаров была пособницей дьявола, наряду с катарами наибольшее распространение получило вальденское учение (возникло в 1176 г).

Вскоре особенным поборником папства стал папа Иннокентий III, он стал инициатором 4-го крестового похода, в 1202 создал орден меченосцев, в 1204 разрушил Константинополь, а в 1215 пошел походом на пруссов. Многие исследователи считают его основателем инквизиции.

22.02.1198 Иннокентий III вступил на папский престол, а в апреле он начал преследование катаров. В Лангедоке начинаются зверства, Иннокентий III становится кровожадным интриганом. В 1215 г Иннокентий III собрал 12 Вселенский собор, в котором участвовали 71 митрополит, 412 епископов, более 800 аббатов и приоров. Собор принимает постановление о преследовании еретиков. Собор запретил учреждение новых монашеских органов, но в 1216 папа Гонорий III учредил орден нищенствующих проповедников, основателем которого стал Доминик де Гусман, он стал типом бездушного фанатика, доминиканцы называли себя “псы господни” (“Domini canes”), они прибрали к рукам даже университеты. В 1233 году доминиканцы появились на Руси, вскоре проникли в Чехию, Польшу, Прибалтику, в 1247 в Монголию, 1249- Персия, 1272 Китай, пробрались в Японию, дошли до Абиссинии в Африке, помогли испанцам поработить Америку. Практическим подобием доминиканцев стал орден францисканцев, оба ордена вскоре погрызлись между собой, что стало на руку папству, в 16 ст оно создаст орден иезуитов – коварству и ханжеству которого не было пределов.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать