Yandex
Литература

Комедии Аристофана

Аристофан

Аристофан (ок. 446-385 гг до н.э)

Биография Аристофана не известна. Он представитель древнеаттической комедии, единственный произведения которого дошли до наших дней. Комедии Аристофана отображают политическую и культурную жизнь Афин конца 5 века.

Творчество Аристофана:

  • 424 – «Всадники», 422 – «Осы»,
  • 425 – «Ахарияне», 421 – «Мир»,
  • 411- «Лисистрата», 414 – «Птицы»
  • 423 – «Облака», 405 – «Лягушки»,
  • 388- «Богатство», «Кокал» и «Эолосикон».

Аристофан высмеял Еврипида комедией «Женщины на празднике Фесмофорий».

«Всадники»

Комедия открывается монологом, в котором два раба Никий и Демосфен сетуют на свою жизнь, что их хозяин над ними издевается и хотят убежать, но потом зная что это не просто сделать решают применить другие способы. Далее появляется Колбасник, которому они предлагают все богаства. Затем появляется Клеон, который думает, что в Халкидеке готовится восстание.

В пароде появляется хор из 24 всадников, которые ругают Клеона. Напротяжении всего парода и агона идет сцена ругни и спора между Клеоном, Колбасником и Демосфеном, в конце которого Клеона избивают. Тогда Клеон решает обвинить их в заговоре и те решают ему отомстить.

В первом эписодии представлен монолог Колбасника, в котором он рассказывает о собрании а затем появляется Клеон.

Во втором эписодиии Клеон ругается с Колбасником, предлагая пойти на суд Народа, запугивая его тем, что будет клеветать на него по черному.

В третьем эписодии Клеон просит Народ в образе дряхлого старика рассудить их. В агоне 2 начинается их взаимная перебранка.

В четвертом эписодии представлена сцена угадывания будущей жизни героев.

В пятом эписодиии Колбасник и Клеон преподносят Народу разные явства. В заключительной сцене представлено торжество добра над злом, Клеон наказан.

Действующие лица

Народ, Афинский дряхлый старик, Кожевник, Колбасник, Клеон, Никий, Демосфен, слуги, нимфы мира, хор всадников, знатные юноши. Действие происходит на улице.

«Лягушки»

Комедия открывается прологом в котором появляется раб Ксанфий и бог театра Дионис, они идут к дому Геракла, что бы узнать, как идти в Ад, что бы вернуть Еврипида. Геракл предлагает им различные пути: броситься с башни, принять яд, но Дионис отвергает все эти пути. Геракл рассказывает все, что ждет их в пути. Затем они видят Покойника, которого они просят доставить их в Аид. Вскоре на орхестру въезжает челн Харона, на котором Ксанфий и Дионис отправляются в Аид.

В первом эписодии изображен приход Диониса и Ксанфия к дворцу Плутона. На отзыв Диониса, переодетого Гераклом выходит Эак, он обвиняет Геракла в краже Кербера, но Ксанфий сильно испугался после запугивания и угроз. Кроме этого появляется служанка Персефоны и приглашает мнимого Геракла к столу, а в ответ на то, что он «придет к танцовщицам» уходит, Дионисий и Ксанфий меняются одеждой.

Во втором эписодии появляются две трактирщицы, ругающие неизвестного персонажа, который съел очень много блюд, Ксанфий подумал, что будет «кому то плохо», Дионисий так же боится за свою жизнь.

В третьем эписодии появляется Эак с рабами, которые хотят избить Ксанфия, полагая, что он и есть Геракл. Ксанфий предлагает избить себя и Диониса, что Эак и делает, но попытка понять кто есть кто не увенчалась успехом. Тогда Эак предлагает пойти во дворец Плутона.

В четвертом эписодии Ксанфий рассказывает Эаку о себе и тут они слышат шум. На вопрос Ксанфия, что происходит, Эак отвечает, что спорят два великих трагика Эсхил и Еврипид. Плутон предлагает устроить соревнования, что понять кто из них великий. Хор в доказательство поет о споре трагиков.

Пятый эписодий изображает картину спора Эсхила с Еврипидом. Дионису ничего не остается как поставить их на весы, и тогда спор решается в пользу Эсхила. Из дворца выходит Плутон, он велит Эсхилу идти на землю из Аида.

Действующие лица

Ксанфий, Дионис, Харон, Хор лягушек, хор мистерий, Эак, Еврипид, Эсхил, Плутон, Служанка Персефоны. Действие происходит в подземном царстве.

«Облака»

Комедия открывается прологом, в котором землевладелец Стрепсиад не может заснуть и начинает думать о своих долгах и своем сыне Фидиппиде, который думает только о конях. Кроме этого Стрепсиад жалуется на свою судьбу. Он просит своего сына отказаться от конной езды и чему нибудь поучиться у мудрецов, но сын не хочет. Тогда Стрепсиад сам пошел к мудрецам, там он встречает Сократа, который посвящает Стрепсиада в свое учение.

В пароде продолжается сцена посвящения, в которой Сократ представляет хор облаков. Философ объясняет Стрепсиаду все явления природы: гром, молния, дождь. Стрепсиад хочет все познать и соглашается, что бы Сократ его всему научил.

В первом эписодии Сократ говорит, что такого глупца как Стрепсиад у него еще не было, он начинает учить Стрепсиада, но тот просит научить его «кривде». Сократ предлагает Стрепсиаду лечь и поразмышлять, но его кусают клопы.

Во втором эписодии Сократ учит Стрепсиада развивать мысль, но он упорно ничего не понимает и Сократ начинает гневаться и просит предводителя хора Облаков помочь ему, приведя своего сына.

В третьем эписодии Стрепсиад говорит сыну, что богов нет и Фидиппид полагает, что отец сошел с ума и спросил его, кто ему это сказал и Стрепсиад рассказывает ему о Сократе. Фидиппид идет к Сократу и ругается с ним, в свою очередь Сократ говорит Стрепсиаду, что премудростям его научат Правда и Кривда.

В четвертом эписодии появляются Правда и Кривда, споря между собой. В ходе спора выигрывает Кривда и уводит Фидиппида.

В пятом эписодии Стрепсиад выражает радость, что Кривда научит сына кривым речам. С этими мыслями он идет к Сократу, в разговоре с ним он обманывает философа.

В шестом эписодии появляется Пасий, он требует от Стрепсиада отдать долг, но Стрепсиад не отдает долг.

В седьмом эписодии перед нами предстает Аминий, которому Фидиппид тоже должен денег, но Стрепсиад выгоняет его. Хор говорит, что Стрепсиад поплатиться.

В последнем восьмом эписодии происходит сцена битья Стрепсиада из за песен. После спора Стрепсиад решает поджечь мыслильню Сократа и исполняет свой замысел. Комедия заканчивается тем, что он понимает ему просто морочили голову.

Действующие лица.

Стрепсиад, Фидиппид, Сократ, ученики Сократа, Правда, Кривда, Пасий, Аминий, хор. Действие происходит в мыслильне Сократа.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать