Yandex
Психология

Манипулирование

манипуляции

Манипулирование — неотъемлемая часть нашей жизни. Общество не может без него обойтись. Все мы каким-либо образом используем других людей для достижения своих целей. Азами манипулятивных технологий владеет даже трехлетний ребенок, вовсю спекулирующий на родительских инстинктах своих мамаш и папаш.

Термин «манипуляция» достаточно глубоко рассматривался отечественными и зарубежными учеными. Ниже перечислены наиболее удачные его формулировки:

  • Скрытое управление адресатом, игнорируя его волю, при котором инициатор (манипулятор) получает одностороннее преимущество или выгоду за счет адресата.
  • Обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью (Оксфордский словарь английского языка).
  • Использование шаблонности поведения и мышления людей, стереотипности их взглядов для достижения своих целей.
  • Скрытое применение власти (силы) вразрез с предлагаемой волей другого (Р. Гудин).
  • Косвенное, замаскированное воздействие в интересах манипулятора.
  • Скрытое влияние на совершение выбора (Л. Прото).
  • Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать (У. Рикёр).
  • Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого (Дж. Рудинов).
  • Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения (Г. Шиллер).

Разумеется, приемы и методы не могут манипулировать сами — это способен делать лишь человек. Ядром манипуляции остаются его намерения. Умелое, отработанное и в моральном отношении безупречное использование приемов манипуляции делает их могущественным средством общения, позволяет эффективно воздействовать на других и быть неуязвимым для чужого влияния.

Если использование манипуляции, принося некую выгоду, не наносит никому ущерба (или приносит обоюдную выгоду, или полезно обществу в целом), то оно морально оправдано и даже необходимо. Если же это правило не соблюдается, то Вы стоите на грани злонамеренного обмана и мошенничества.

Манипулятивные приемы незаменимы для быстрейшего преодоления косности и инертности мышления, издержек неинформированности, нерешительности, для выявления главенствующих мотивов поведения людей, привнесения в ход переговоров как можно больше логики и последовательности.

Человек, применяющий нижеперечисленные приемы, должен не только отдавать себе отчет в том, что он манипулирует своим партнером, но и четко представлять себе конечные цели этих манипуляций.

Общие закономерности

Жизнь — это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств.
Сэмюэл Батлер

Опытные манипуляторы всегда учитывают и используют особенности поведения и реакций людей, при этом не забывают, что:

  • Проворный, быстро мыслящий, бесстрашный, хорошо реагирующий во время беседы человек в критической ситуации может оказаться совсем другим.
  • Когда человек оценивает ситуацию заочно, это нередко вызывает у него более сильные эмоции, чем при реальном контакте с такой ситуацией.
  • Человек вольно или невольно «распахивает душу» (раскрывает свой характер и наклонности), когда говорит о себе.
  • Характеры людей особенно проявляются в том, что именно они находят смешным; манера смеяться — лучший показатель характера человека.
  • Разговоры на отвлеченную тему, не связанную с непосредственными интересами беседующих, позволяют определить интеллект, сообразительность, сноровку, хватку, реакцию собеседника.
  • Чтобы понять симпатии и антипатии человека, границы допустимого для него и его внутренние установки, полезно прояснить его отношение к различным историческим, политическим, литературным личностям.
  • Чем жестче стереотип мышления, тем большую эмоцию рождает любая попытка подвергнуть его сомнению.
  • В ответ на утверждение объект обычно сообщает больше сведений и выдает больше своих суждений, чем отвечая на обычный вопрос.
  • Притворяясь, что не веришь утверждениям и высказываниям человека, провоцируешь его на откровенность.
  • Прерванные по каким-то причинам действия запоминаются гораздо лучше, чем завершенные.
  • Ошеломив человека, можно получить от него довольно неожиданную информацию.
  • Перемена (ухудшение) погоды зачастую вызывает апатию и замедление реакции.
  • Молчание человека не всегда следует принимать за внимание — это вполне может быть просто погруженность в собственные мысли.
  • Когда процесс понимания идет слишком гладко, есть все основания не доверять такому пониманию: человек может притворяться, вынашивая какие-то свои цели.
  • Наблюдаемая агрессивность человека никак не связана с его энергичностью — это совершенно различные качества.
  • Человеку присуще преувеличивать ценность информации или событий, подтверждающих его предположения, теории, версии, и недооценивать или пренебрегать противоречащей им информацией или фактами.
  • Тревожный (т. е. чрезмерно чувствительный к раздражителям) человек охотнее обсуждает свои слабости и изъяны, чем уравновешенный.
  • Нечетко сформулированный вопрос может насторожить собеседника.
  • Следует помнить, что людям свойственно «слышать» и понимать намного меньше, чем они хотят показать.
  • Стоит человеку в какой-то ситуации проявить себя лидером, как на него и в других обстоятельствах будут смотреть как на лидера.
  • Подавляющее большинство общительных и живых людей предпочитают устную речь, а сосредоточенных на себе, стеснительных и застенчивых — письменную.
  • Если поведение партнера строго регламентировано правилами, директивами или авторитетами, то собеседник не слишком ценит его позицию и не пытается представить себя в лучшем свете. Если же поведение партнера кажется свободным, то у его собеседника обычно наблюдается некий эффект самоутверждения.
  • Люди с большим самоуважением ведут себя независимо по отношению к своей «репутации», хотя несколько ориентируются на нее. Люди с низким самоуважением обязательно следуют своему «реноме».
  • Индивиды могут проявлять свой истинный характер, «быть самими собой», лишь в составе небольших групп, все члены которых поддаются их пониманию.
  • Поведение человека в одиночестве чаще всего отличается от поведения на публике. Публичное поведение тоже разное, в зависимости от аудитории. Для любого человека важно произвести впечатление на окружающих. При этом задействуется одна из двух существующих стратегий:
    «ублажающая» (подстраиваясь к аудитории);
    «самоутверждающая» (подкрепляя свое Я и пытаясь произвести хорошее       впечатление за счет качеств, входящих в идеальное Я).
  • Женщины и многие представители национальных меньшинств обычно более приспособляемы.
  • Слова «это не телефонный разговор» — не пустой звук: лишь 7% информации сообщается посредством слов (вербально), 30% выражается звучанием голоса (тональность, интонация) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика) каналам.
  • Память человека лучше всего работает с 8-00 до 12-00 и после 21-00, а хуже всего — после того, как пообедал.
  • Эмоциями и интуицией человека повелевает правое полушарие мозга, а логикой и речью — левое. Каждое из этих полушарий координирует всегда разноименную сторону тела. Поэтому все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает, — на левой. Когда нужно воздействовать на чувства человека, ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику — в правое.
  • Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, «читать» которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствует о беспокойстве, а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке). Улыбка на лице, как правило, показывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка мужчины — хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать