Yandex
Ведьмы в Средние века

Народная культура

средневековье

В популярной литературе того времени чаще всего звучали легенды, рассказывавшие либо о договоре человека с дьяволом, либо о так называемых «хороших женщинах». Легенда о Феофиле получила как никогда широкое распространение после выхода в свет в 1261 г. сочинения Рутбефа «Чудо, произошедшее с Феофилом». В сущности, автор воспроизвел в доступной народу форме старую историю в духе Фауста, но, в отличие от своих предшественников, для которых центральным моментом было чудотворное вмешательство Девы Марии, Рутбеф прослеживал историю прегрешения Феофила. Это смещение акцентов свидетельствует об усилении гуманистических тенденций, зародившихся в общественном сознании в предыдущем столетии. Этот процесс таил в себе большую опасность: если прежде все беды объяснялись кознями демонов, то теперь ответственность за содеянное зло нес сам человек, что способствовало взаимоотчуждению людей. В изобразительном искусстве наряду с темой пакта начинала набирать популярность и другая важная составляющая ведовства, а именно — тема похищения детей демонами. Последний мотив существенно упрочил свои позиции в ведовстве с появлением произведений, изображавших, как люди, нередко сами родители, отдают своих детей в руки дьявола. В 1258 г. Фома из Кантемпре рассказал историю, в которой тема пакта переплетается с идеей полетов. Компания приятелей сидела в таверне. Уже изрядно выпив, мужчины заговорили о том, что ожидает их после смерти. Когда один из них сказал, что не верит в загробную жизнь, в таверну вошел мужчина могучего телосложения. Он заказал себе выпить и затем спросил сидевших за столом, о чем они говорят. «О душе,— отвечал пьяница-скептик.— Кстати,— весело продолжал он,— я бы с удовольствием отдал свою тому, кто поставит всей компании. Никто не желает купить?» Незнакомец молча заказал вина для всей компании и спросил, довольны ли они оплатой. Приятели сказали «да», и тогда незнакомец подхватил хвастуна и вылетел вместе с ним в окно «дабы доставить его в ад. Ибо то был дьявол, явившийся в образе человека».

В другой популярной легенде, имеющей отношение к ведовству, прослеживается мотив буйных скачек и женских духов. Одна из версий этой легенды, получившая широкое распространение ориентировочно после 1254 г., изложена в «Золотой легенде» Жака де Витри. Однажды вечером Св. Жермен Осерский ужинал в доме своего друга. Когда ужин закончился и все поднялись из-за стола, хозяева к великому удивлению Жермена стали вновь накрывать стол. Заметив недоумение Жермена, друг объяснил, что ждет в гости прекрасных дам, которые выезжают ночью на прогулку. Мучимый любопытством, Жермен не спал всю ночь, желая посмотреть, как развернутся события. Ждать пришлось довольно долго. Под утро Жермен увидел, как в дом вошла толпа демонов в образе женщин и мужчин. Когда демоны стали садиться за стол, намереваясь поужинать, Жермен вскочил и приказал им убираться прочь. Святой разбудил всех домочадцев, вопрошая, не знаком ли им кто-нибудь из гостей. «Разумеется, мы знаем их,— отвечали хозяева.— Ведь это наши соседи». Жермен вновь потребовал, чтобы демоны очистили помещение, и затем уговорил хозяев немедленно навестить всех соседей дабы убедиться, что те, ни о чем не ведая, спят в своих кроватях. Вот так Св. Жермен доказал своим друзьям, что они ублажали не людей, а демонов, принимавших человеческое обличье.

Приблизительно в 1270 г. автор второй части «Романа о Розе» Жан де Мен выразил сомнение в правдоподобности подобных рассказов. Многим людям чудится, что они покидают по ночам свои дома, чтобы шататься по миру вместе с госпожой Абондой, писал Жан; они заявляют даже, что к ним присоединяется треть человечества. Трижды в неделю их души покидают тела, проходят сквозь запертые двери и иные преграды и, разъезжая со знатными дамами (bonnes dames), проникают в чужие дома. В этом описании ночные скачки женщин явно отождествляются с действиями духов (эльфов и фей), которые посещают дома людей, чтобы забрать оставленную для них еду и одежду. Вместо Дианы и Иродиады здесь фигурирует Абундия, дух плодородия галлов, которая, подобно трехликой Гекате, правит третьей частью мира.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать