Yandex
Ведьмы в Средние века

Незначительные эпизоды в истории ведовства с 1360 по 1427 гг.

пытки инквизиции

К этому периоду относится ряд дел, в которых связанные с ведовством обвинения либо теряются в числе других обвинений, либо сформулированы в самом общем виде, либо отмечены печатью конвенциональности. В 1327 г. в деревне Гальфданж мужчина и женщина были преданы суду за ведовство; к 1388 г. относится сообщение о маге сэре Роберте Тресильяне, якобы произносившем дьявольские имена и использовавшим голову демона в своих магических упражнениях. 23 февраля 1399 г. в местечке Портагруаро во Фриули были преданы сожжению несколько ведьм (в чем состояли их преступления не уточняется), а Филиппо да Сиена (1339—1442) рассказывает, что некая супружеская чета обратилась к чародейке, надеясь исцелить своего больного ребенка, а та, в свою очередь, передала его в руки дьявола. Дьявол как будто бы помог ребенку, но через полгода тот умер при загадочных обстоятельствах. В мае 1401 г. в Женеве перед светским судом предстала женщина, обвинявшаяся в малефициуме и магии. Женщине вменялись в вину сношения с дьяволом, который являлся к ней в образе мужчины, облаченного в черную бархатную тунику. В 1404 г. парижский прево уведомил парламент о том, что кто-то похищает тела детей из могил и снимает с виселиц трупы повешенных преступников — явно с целью использования их останков в колдовских злодеяниях. В 1410 г. инквизиционный суд Каркассона обвинил нотариуса Жеро Кассенди в заклинании демонов, и в том же году были вскрыты случаи поклонения ручью и камню, имевшие место в Тернстоуне херфордекой епархии.

Упоминания о пакте крайне редко встречаются в этих делах, и факт этот представляется удивительным в свете высказываний историков либеральной традиции, считавших, что инквизиция эксплуатировала данную идею, чтобы связать колдовство с ересью. Однако об одном плотнике, умершем в 1366 г., говорится, что он преуспел в своем ремесле благодаря договору с дьяволом.

Поклонение и жертвоприношения нечистой силе явно составляли более серьезное преступление, чем пакт. В июле 1375 г. в Реджио была предана суду пожилая женщина, Габрина Альбетти, происходившая из довольно состоятельного рода из селения Сан Просперо в Эмилии. Как явствует из предъявленных ей обвинений, она обучила многих женщин приносить жертвы дьяволу. Одна из учениц рассказала, что, следуя инструкциям Габрины, она выходила ночью на улицу, обнажалась и, опустившись на колени и отыскав на небе самую крупную звезду (очевидно, что Сатана отождествляется с Люцифером), кричала: «Поклоняюсь тебе, о великий Дьявол!» Это дело, одно из первых откровенно ведовских дел в Италии, было заслушано не инквизиционным трибуналом, а светским судом, который постановил заклеймить преступницу и отрезать ей язык. В этом же году во Флоренции была подвергнута пыткам некая Марта; ее обвиняли в том, что она ставила зажженные свечи вокруг тарелки и затем, обнажившись, делала над ней магические знаки руками. В 1383 г. были разоблачены несколько жителей деревни Ругомаго близ Сиены, поклонявшиеся и приносившие жертвы Сатане, Вельзевулу и идолам. Как утверждала инквизиция, «они призывают к себе всех повелителей тьмы и, используя злобу и силу оных, насылают гибель на людей» и совершают иные злодеяния. Тирольский поэт Ганс Винтлер приблизительно в 1410 г. писал, что есть люди, которые молятся дьяволу. В 1422 г. инквизиция и светские власти совместно провели в Венеции суд над францисканскими монахами, обвиненными в принесении жертв демонам.

Еще один элемент ведовства, вызывавший озабоченность властей,— это ночные скачки с Дианой, которые нередко смешивались с идеей bonae res. В 1390 г. инквизиция Милана арестовала женщину, распространявшую слухи о том, что она, являясь членом «Общества Дианы», в компании своих сообщниц наведывалась по ночам в состоятельные дома, чтобы откушать разных яств и поживиться чужим добром. Источники 1395 г. сообщают, что в местечке Вальпют недалеко от Изера раз в три года устраивалось празднество, на котором ribauds («бесстыдники») избирали короля и затем разгуливали по улицам, озорничая и творя всевозможные пакости,— этот обычай явно связан с Праздником Дураков и, возможно, с представлениями о bonae res. По словам Винтлера, некоторые тирольские женщины рассказывают, будто они присутствовали при некоем действе, именуемом Вар (varen: ездить верхом), когда по меньшей мере двадцать человек выезжали в полночь верхом на телятах, козлах, коровах, свиньях, табуретах — а некоторые даже скакали верхом на шкафах — под предводительством Иродиады, Дианы и «железноносой» Перхты (или Берты). Винтлер склонен думать, что в этих скачках на самом деле участвовали не женщины, а демоны в женском обличье. В 1423 г. в местечке Нидер-Гауенштайн близ Базеля светский суд вынес смертный приговор женщине, сознавшейся в совершении малефициума и участии в ночных скачках верхом на волках.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать