Yandex
Ведьмы в Средние века

Система инквизиции

autodafe

Инквизиция была создана для преследования искоренения ересей путем насилия, организованный террор был средством церкви укрепить позиции. Шеннон указывает, что под ересью подразумевается отрицание артикулов католической веры. Еретик-человек признающий доктрину католической церкви, но отрицающий её, в средние века понятия ересь и еретик толковались произвольно. Как следствие этого – тысячи людей становились жертвами инквизиции, вопрос что это тупость и фанатизм чиновников или желание инквизиции завладеть чужим имуществом остается открытым.

Судьи

Верховной главой инквизиции считался папа Римский, как чрезвычайный суд инквизиция не подлежала ни контролю ни цензуре, однако изнанка инквизиции имела опасность для самой церкви. Побеждая противников сама церковь отставала от жизни. Накапливающиеся противоречия порождают новый взрыв- протестантскую ересь, явление более грозное чем «еретическая революция» 13 века.

С середины 13 века руководство инквизицией становится для папы римского тяжелым делом и Урбан IV (1261-1261) вводит должность генерал-инквизитора, назначая на эту должность Каетано Орсини, который сосредоточив в своих руках всю власть становится папой Николае III (1277-1280) при нем генерал-инквизитором стал Латино Малебранку, после его смерти этот пост оставался вакантным. Он был занят только при папе Клементе VI (1342-1352), после папство отменило эту должность.

В 1542 папа Павел III создал священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции. Инквизиторов главным образом поставляли ордена доминиканцев и францисканцев, папа Клемент V установил минимальный возраст инквизитора – 40 лет, как правило это были коварные жестокие фанатики и карьеристы. Единственный случай когда инквизитор был наказан церковью произошел с Роберто ле Бурго, других убивало население, так в 1232 году был инквизитор Германии Конрад Марбургский назначенный в Германию в 1227 г (историческая справка: Адольф Гитлер считал Конрада Маргбургского полной реинканацией Германа Геринга разница между годом рождения Геринга 1893 и назначением Конрада Маргбургского составляет 666 лет), такой же участи удостоился и домиканец Петр из Вероны в 1252, назначенный на пост инквизитора в 1232.

В 1306 г в Тулузе инквизитором становится Бернар Ги, войдя в историю как «теоретик инквизиции», автор руководства для инквизиторов. В Тарагоне Николас Эймерик последователь Фомы Аквинского создал 37 богословских трактатов в том числе и инквизиторский вадекум (Directorium Inquisitorium) состоящий из описаний ересей и советов по розыску и пыткам, однако своеобразным «рекордсменом» стал Томас де Торквемада (1480-1498), за 18 лет он живьем сжег свыше 100000 человек. Сами же инквизиторы действовали в тесном контакте с епископам, викарии же вели слежку, пытки иногда выносили приговоры.

В 16 веке на помощь инквизиторам пришли эксперты-юристы (классификаторы). По существу классификаторы служили ширмой для сокрытия беззаконий инквизиции. Классификаторы не могли познакомиться с делом, давалось лишь резюме, это делалось что бы скрыть имена доносчиков, пытки и прочие преступления. Важнейшими чинами инквизиции были прокурор, врач и палач. Кроме руководящего аппарата был и так называемый «подсобный аппарат» состоящий из «родственников инквизиции» – слуг, тайных доносчиков и прочих.

Обвинение

Для того, что бы искоренить вероотступников надо было их обнаружить, в 1-й половине 13 века поиск еретиков не составлял особого труда, но после репрессий сами еретики ушли в подполье, это осложнило работу инквизиторов, но постепенно они приобрели необходимые навыки и сноровку. Основанием для обвинения являлось обвинение в самой ереси одного человека другим или сочувствия еретикам. В период активности инквизиции имена доносчиков старались хранить в тайне опасаясь мести со стороны родственников или друзей жертвы. Печальная слава инквизиции породила массу слухов, атмосферу страха, доносов, часто саму инквизицию использовали как средство устранения конкурентов. Так в Испании волна доносов особенно возрастала во время пасхальных причастий. Инквизиция делила доносчиков на две категории: на тех, кто выдвигал конкретные обвинения в ереси и тех, кто указывал на подозреваемых в ереси. Малолетние дети тоже могли быть обвинены в ереси, хотя доносчиками или обвиняемыми могли быть юноши с 14 лет и девушки с 12 лет. Самым ценным считалось добыть еретика не с помощью третьих лиц а заставить его самого прийти и покаяться. Следствием стала постоянная атмосфера страха, дети обвиняли родителей и наоборот.

Следствие

Донос или показания являлись основанием для начала следствия, инквизитор собирал дополнительные сведения, после чего на основании выводов классификаторов выдавал указ об аресте. Арестованного помещали в секретную тюрьму инквизиции в условия полной изоляции от внешнего мира. Достаточным основанием для ареста являлось даже подозрение (разговор с еретиком). Каждого верующего церковь рассматривало как потенциального еретика. Кроме доносчиков улики поставляли всякого рода уголовники убийцы, воры чьи показания в светских судах не имели какой либо силы. Имена доносчиков содержались в тайне как от самих классификаторов так и от подсудимых и их защитников, если таковые имелись. Запрещались очные ставки свидетелей с арестованными, сами инквизиторы настаивали на обвинении даже если оно носило признаки прямой клеветы.

Допрос

Основная цель – добиться признания отречения о еретических взглядов, инквизитор тщательно готовился к допросу изучая биографию обвиняемого, что бы найти зацепку, задавал множество нелепых бредовых вопросов, стараясь запутать обвиняемого. Иногда инквизиторы могли годами держать подследственного в тюрьме.

Пытки

Пытки являлись ярчайшей неспособностью церкви одержать вверх над своими врагами. В 1311 году вселенский собор в Вьене постановил, что пытки могли быть проведены по согласию епископа. Основными орудиями пыток считались дыба, плети кобыла.

Приговор

Часто инквизиция действовала на основании противоречивых туманных указаний. Виды приговоров: епитимья, галеры, тюремное заключение, отлучение и сожжение. В качестве публичного наказания фигурировало бичевание.

Аутодафе

Торжественное мероприятие проводимое в дни больших праздников.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать