Yandex
Литература

Трагедии Эсхила

Эсхил

Эсхил

Автор трагедий Эсхил родился в 525 году в Элевсине и происходил из знатного земледельческого рода. Для раннего типа трагедий характерны «Персы».

К поздним типам относят Трагедию «Орестея», в основе которой лежит трагедия семьи. Последние годы своей жизни Эсхил провел в дали от родины на Сицилии, где и умер в 456 году до нашей эры. «Прометей прикованный» является его одной из самых гениальных трагедий. Время её постановки не известно. Основное действие разворачивается на берегу моря на скале.

Прометей прикованный

«Прометей прикованный» открывается прологом, в котором осужденного Прометея по воле Зевса должны приковать к скале. Но так как Прометей является родственником Гефеста- бога кузнечного дела, то Гефесту тяжело исполнять волю Зевса, а ослушаться его он не может, так как это может повлечь за собой грех. Гефест приковывает Прометея и вместе с Властью и Силой уходит.

В пароде к трагедии появляется хор океанид, которые прилетели, «лишь услышав грохот стали». Прометей умоляет предводительницу океанид Тефею посмотреть на его мучения. Одновременно Прометей просит богов позволения опуститься в Тартар, что бы никто не видел его страшного страдания. Океаниды обвиняют Прометея в вольноречивости, но верят, что Зевс не много смягчится.

В первом эписодии хор просит Прометея описать свою вину и он подробно рассказывает, как освободил людей, давая советы во время войны с богами. Хор так же просит Прометея самому найти путь к спасению. Так же в первом эписодии перед нами предстает Океан, который как и океаниды сострадает Прометею, и в тоже время обвиняет его в язвительности, зная что он может пострадать за свои слова и Прометею безрадостно слышать бесконечные чувства сострадания. Стасим к трагедии описывает стоны всего мира и даже областей мрачного Аида.

Во втором эписодии Промеитей рассказывает, как он учил людей всему тому, что они прежде не знали, говорил, что научил людей распознавать сновидения, свою судьбу. Так же он пророчит о падении Зевса с Олимпа, что он сам не избежит своей судьбы. Второй стасим продолжает плач по страданиям Прометея.

В третьем эписодии появлятся Ио – дочь Инаха, которая жалуется на свою судьбу, прося Зевса помиловать её или облегчить её страдания. Ио просит Прометея предсказать её дальнейшую судьбу и Прометея за что он страдает, но хор просит Ио рассказать о своей беде и Ио рассказывает как она страдает за свою не любовь к Зевсу.

Во френосе Прометей предсказывает Ио её дальнейшую судьбу, что «изойдет» весь мир, пока Зевс не простит её и она родит ему черного сына Эпафа. В стасиме и эподе Ио просит богов не засматриваться на неё.

В эксоде Прометей говорит, что настанет такой день, когда Зевс падет с Олимпа и даже когда Гермес просит его открыть тайну которая погубит Зевса он не хочет открыть ему эту тайну. В ответ Гермес показывает ему, какие беды его ждут, как орел будет клевать его печень и огонь разрушит скалу, к которой он прикован, но ему уже не страшны дальнейшие муки, ведь он о них знает.

Действующие лица.

Власть, Гефест, Прометей, Океан, океаниды, Ио – дочь Инаха. Действие происходит на берегу моря.

Орестея

Часть 1. Агамемнон

Трагедия открывается монологом дозорного, в котором он просит богов послать сигнал о том, что пала Троя и когда он увидел сигнал, несказанно обрадовался. В пароде преводитель хора рассказывает о тяжбе Приама с Атридом. Так же преводитель хора спрашивает выходящуую из дворца Клитемнестру, почему она хочет обойти жертвенники богов. Далее хор говорит о преступлении Агамемнона, о убийстве им своей дочери. Эсхил очень подробно описывает эту сцену.

В первом эписодии преводитель хора сппрашивает Клитемнестру, какая причина возлияниям. Тогда Клитемнестра сообщает ему о взятии Трои ахейцами. В первом стасиме хор говорит о многих убитых во время той войны и о том, что убийц преследуют Эринии- богини мщения.

Во втором эписодии рассказывается о неверии людей в то, что Троя повержена и тогда пришедший вестник подтверждает сказанное. Вестник передает весть Клитемнестре и ту охватывает радость. Кроме этого преводитель хора спрашивает вестника о царе Менелае и в ответ слышит, что Менелай пропал без вести и повествует о буре на море. Во втором стасиме хор сравнивает противников со львом, который подросши, показал свои когти.

В третьем эписодии на сцену выходит царь Аргоса Агамемнон и рассказывает о падении Трои. Его приветствует Клитемнестра, рассказывает о семейных делах, об Оресте. После предлагает Агамемнону вступить на пурпурные ковры, но царь отказывается и обвиняет Клитемнестру в подхалимстве.

В четвертом эписодии Клитемнестра призывает Кассандру-пленницу Агамемнона войти в дом, но та отказывается, так как знает, что скоро Агамемнон будет убит Клитемнестрой. Пророчество сбылось, Клитемнестра убив и Кассандру была рада, что избавилась и от мужа и от пророчицы.

В эксоде появляется любовник Клитемнестры Эгист, который рад возможности править царством, но хор попрекает его, говоря, что возмездие близко.

Часть 2. Жертва у гроба

Во второй части трагедии появляется Орест, он просит богов услышать его, особенно бога Гермеса. Он так же говрит, что не был на похоронах отца. Кроме этого появляется и Электра- сестра Ореста, а за ней и хор плакальщиц. Орест замечает на лице сестры печаль и по этому знаку понимает, что в доме, что то произошло, он просит Зевса дать ему отомстить за отца.
В пароде второй части хор говорит, что убийство Агамемнона будет отомщено.

В первом эписодии Электра говорит о своем желании вылить все эти возлияния на землю и просит богов, что бы Орест пришел к ней и боги исполняют её молитву. Основная тема диалога Электры и Ореста это восцарение мира в доме Агамемнона. В коммосе Орест и Электра оплакивают отца. Хор в первом стасиме говорит о дне отомщения убийства.

Во втором эписодиии появляются Орест и Пилад, они задумали что то сделать. Переодетый странником Орест встречается с Клитемнестрой и сообщает ей, что «Орест умер». Кормилица Ореста Киллисса, узнав о смерти Ореста с плачем рассказывает, как няньчила его. Во втором стасиме трагедии хор поет о скором убийстве Эгиста.

В третьем эписодии появляется и сам Эгист, позванный кормилицей, он не верит этим слухам, тут же раздаются предсмертные крики Эгиста, которого убивает Орест. В этом эпизоде полностью раскрывается картина родового проклятия, о котором речь шла на протяжении первой и второй части. Из этого эписодия видно, что Орест собирается убить свою мать Клитемнестру и отомстить за своего отца. Не смотря на все клятвы Орест расправлятся с Клитемнестрой. Хор третьего стасима поет об очищении дома Агамемнона.

В эксоде Орест говорит, что он «по праву наказал мать», но в тоже время его мучает совесть, ведь он убил кровного родственника, но хор утешает его словами о падении родового проклятия.

Часть 3. «Эвмениды»

Третья часть трагедии открывается монологом пророчицы Пифии. В ужасе она вещает, что в храме «сидит муж», который своим видом осквернил храм. Так же появляется и Апполон, он говорит, что не предаст Ореста, когда тот будет скитаться по городам и просит Гермеса сопровождать его. Появившаяся тень Клитемнестры просит богинь мщения преследовать Ореста, так как считает, что он её корит.

В пароде хор обвиняет бога, что он укрыл убийцу матери, что трудно вызволить из греха, если на человеке «лежит вина», то от мести он не уйдет. Появившийся в первом эписодии Апполон говорит хору Эриний покинуть храм, но они не хотят покидать храм, где находится Орест и обещают преследовать его.

Во втором эписодии Орест возносит молитву Афине, прося её стать его заступницей, далее появляются Эринии и в стасиме песней рассказывают о себе.

Афина появляется в третьем эписодии спрашивает Эриний, за что они преследуют Ореста и узнает, что Орест об убийстве, выясняя у Ореста его мотивы, сам Орест не отрицает содеяного и предлагает учинить над Ореестом суд.

В четвертом эписодии на устроенном суде Эринии допрашивают Ореста, он призывает в свидетели Аполлона, брошенный жребий решает все в пользу Ореста. Афина прощает Эриний и повелевает им жить везде в эксоде она же проводит их в подземный дворец.

Действующие лица.

Электра, Орест, Клитемнестра, Агамемнон, хор Эриний, Пифия, Афина, Аполлон. Действие происходит во дворце, на улице и на кладбище.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать