Yandex
Литература

Трагедии Софокла

Софокл

Софокл (ок. 496-406 гг до н.э)

Родился около 496 г до н.э в Колоне. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам. Получил гимнастическое и музыкальное образование. За 60 лет творчества написал 123 пьесы. Известные из них «Антигона» (ок 422 г до н.э), «Царь Эдип» (приблизительно 429-425 гг до н.э). Перу Софкла принадлежат трагедии «Электра» и «Филоктет». Умер в 406 г до н.э.

«Эдип-царь»

Трагедия «Эдип-царь» открывается прологом, в котором показана картина разрушенного города Кадм – Фивы. Люди не знают, от чего всё это происходит, царь Эдип посылает Креонта к Фебу узнать, чем умилостивить богов. Креонт приносит известие от Аполлона, что над городом витает проклятие- убийство прошлого правителя Кадм Лая, и что бы злоключения закончились, надо найти убийц.

В пароде более детально описана картина бедствий города. Перед нами предстают жертвы мора, открываются страшные последствия проклятия. Хор просит помощи у богов, что бы они избавили жителей Фив от этого бедствия.

В первом эписодии царь Эдим приказывает гнать убийцу Лая из Фив. Что бы узнать, кто же виноват в этом, Эдип приказывает привести провидца Тиресия. Эдип просит провидца сказать, кто это сделал, однако Тиресий не говорит ему этого, попрекая его в том, что «он нрава своего не примечает». В ответ на это в голове у Эдипа возникает мысль, что провидец и есть убийца Лая, он открыто начинает обвинять старца. Тогда Тиресий говорит Эдипу, что он так же будет наказан за свои грехи перед отцом и матерью. В первом стасиме хор утверждает обратное, что Эдип чист перед совестью.

Во втором эписодии Креонт узнает, что Эдип обвинил его в сговоре с Тиресиеем. Начинается конфликт Эдипа с Креонтом. На фоне конфликта появляется Иокаста, призывая Эдипа и Креонта покончить с этим спором. В коммосе Эдип просит Иокасту рассказать, каким был Лай, и как все это случилось. Эдип хочет, что бы привели пастуха, который сопровождал Лая и тот должен был подтвердить, что разбойников было много. Из этой сцены видно, что по видимому Эдип сам виновен в смерти Лая. В коммосе Лай рассказывает о своей жизни Иокасте.

В третьем эписодии появляется Вестник, он рассказывает Эдипу историю его собственного появления на свет, как он нашел его в лесу. Эдип так же просит привести ему того старца, который был слугой Лая. Узнав о смерти Полибия (своего отца) Эдип хочет до конца узнать о своем роде.

Четвертый эписодий постепенно приближает нас к развязке. От пастуха Эдип узнает историю своего рождения, что его хотела умертвить собственная мать, так как боялась, что Эдип убъет отца.

Эксод является развязкой всей трагедии. Эдип узнает о смерти Иокасты. Он понимает, что он сам убил Лая и просит Креонта изгнать его обратно в Киферон, что бы не видеть своего позора.

Действующие лица.

Эдип, жрец, Креонт, хор фиванских старейш, Тиресий, Иокаста, Вестник,Пастух Лая, Домочадец Эдипа, дочери Эдипа без речей. Действие происходит во дворце Эдипа.

«Антигона»

Трагедия «Антигона» по сути является продолжением трагедии «Эдип-царь». В прологе речь идет о смерти двух братьев- Эотокла и Полиника, о том, как один из них приказом царя Креонта, ставшего на престол после Эдипа не был похоронен. Таковым стал Полиник. По мимо этого речь так же идет о двух сестрах Исмене и Антигоне, о двух разных характерах, о короткой Исмене и её противоположности Антигоне-безстрашной. Как видно из пролога всеми силами Антигона пытается похоронить Полиника, но Исмена не хочет этого слышать, так как боится за сестру. Антигоне все равно, она не боится смерти.

В пароде хор рассказывает о войске, которое привел Полиник и как оно было повержено и побито. Кроме этого парод приближает следующую сцену- оглашение приказа Креонта.

В первом эписодии царь Креон оглашает приказ о том, что он запрещает подобающее хоронить Полиника, так как он хотел осквернить богов и отчизну, а как подобает похоронить Этеокла. Также мы встречааемся со старцем, которорый видел, как кто то посыпал тело Полиника песком. Старец рассказывает об этом Креонту и тот приказал найти виновника. Из первого стасима ясно, что это сделала Антигона.

Во втором эписодии страж рассказывает, как они схватили виновника, им то и оказалась Антигона. Узнавший об этом Креонт приказывает привести Антигону и начинает допрос, зачем она это сделала, свою вину Антигона не отрицает. Здесь как раз и видно противостояние двух характеров – дерзость и неповиновение, бесстрашие Антигоны и кротость Исмены.

В третьем эписодии мы встречаем Гемона – сына Креонта, происходит перепалка между отцом и сыном, в которой Гемон открыто защищает Антигону и её поступок, чем сильно злит Креонта и он хочет погубить Антигону на глазаах у собственного сына.

Коммос четвертого эписодия отражает последние минуты жизни Антигоны, видно что ей тяжело прощаться с этим миром, но воля царя Креонта такова, что она должна быть мертва.

В пятом эписодии мы снова встречаемся с Тиресием и его предсказаниями Креонту, что бы тот похоронил Антигону.

В эксоде Гемон закалывает себя, увидев Антигону в петле. Креонт упрекает сеебя за содеяное, но ссделать ничего не может.

Действующие лица

Антигона, Исмена, Креонт, хор старейшн Фив, Страж, Гемон, Тиресий, Эвридика, Вестники. Действие происходит во дворце Креонта.

 «Электра»

Трагедия открывается разговором наставника Талфибия. В своем монологе Орест говорит о том, что оракул предсказал ему совершить месть за отца без войска, а хитростью. Орест хочет, что бы его наставник объявил о его мнимой смерти, а потом Орест сам появится перед врагами. В прологе мы так же встречаемся с Электрой, оплакивающей своего отца, она просит богов отомстить за отца.

В пароде хор хор утешает Электру, но она не слышит утех, постоянно плачет и страдает, говоря, что она изнывает без родителей и просит оставить её в покое.

В первом эписодии Электра рассказывает, какие притеснения ей приходится терпеть дома от своих родителей. Она говорит, что вместо траура мать устраивает веселье в честь смерти Агамемнона. Электра постоянно в ожидании Ореста. Кроме этого появляется сестра Электры Хрисофемида, она сообщает Электре, что её арестуют за то, что она «вечно стонет», но ей все равно, что с ней будет.

Хрисофемида говорит, что матери приснился страшный сон и она шлет возлияния богам на холм могилы, но Электра предлагает их выбросить и Хрисофемида соглашается, но боится за свою жизнь и за себя. В первом стасиме хор поет о вещем сне матери и о том, какие беды предстоят ей еще.

Второй эписодий представлен разговором Электры с Клетемнестрой, в котором Электра обвиняет её в том, что она погубила отца. По мимо этого появляется наствник Ореста Талфибий, он объявляет о «кончине» Ореста, хотя он только притворился мертвым. Это известие заставляет Электру страдать. Плачь Электры по Оресту представлен во втором стасиме.

В третьем эписодии Хрисофеемида сообщает Электре о том, что кто то почтил дарами могилу отца она думает, что это дело рук Ореста, но радость Хрисофемиды Электра отвергает, она не уверена, что это сделал Орест. Хрисофемида от Электры узнает о смерти Ореста. Тогда Электра сама решает покончить с Эгистом и за одно со всеми злоключениями и просит Хрисофемиду помочь ей в этом, но та отказывается, так как боится за свою жизнь. В третьем стасиме хор благословляет Электру на подвиг.

В четвертом эписодии появляется мнимоумерший Орест, он разговаривает с Электрой, но она не узнает его и тогда Орест открывается ей и просит сохранить тайну, ведь Электру охватывает радость сообщить весть другим, но она по словам Ореста не должна этого делать. Электра и Орест готовятся покончить с своими врагами.

В эксоде представлено убийство Клитемнестры за сценой, после чего Электра, обольстив Эгиста приводит его в ловушку, где Орест убивает его.

Действующие лица.

Талфибий, Орест, Электра, Эсгиф, Клитемнестра, Хор Хрисофемида. Действие происходит во дворце и на кладбище.

Об авторе

Натаров Илья

Натаров Илья

Родился 09 апреля 1980 года в городе Баку, в этом же году переехал в Запорожье.
В 2003 году закончил Запорожский Государственный Университет и получил диплом преподавателя немецкого языка и немецкой литературы.

Комментировать

Нажмите, чтобы комментировать